О бейс-прыжках с мостов и скал Франции и Швейцарии рассказывает бейсер из Екатеринбурга Ратмир Нагимьянов.
Идея отправиться в путешествие по Европе на машине родилась давно, около десяти лет назад, после того, как я увидел в одной передаче, как наши альпинисты ездили в Шамони (Франция) на "восьмерке". Подготовка заняла три месяца. Первым делом была организована команда близких по духу людей. В нее вошли Антон Кнестяпин из Ново-Воронежа, Ваня Савченко из Санкт-Петербурга, Сергей Петров из Казани, Ильшат Корамов из Набережных Челнов, собственно, я (Ратмир Нагимьянов) и Алексей Малышев из Екатеринбурга. Итого - пять бейсеров и один видеооператор. Вшестером нам предстояло жить целый месяц.
Время для поездки было выбрано с середины августа по середину сентября. Ведь только в этот период открывается окно для восхождения на вершину Ейгер (ее еще называют "гора-убийца", с начала прошлого века при попытке восхождения на нее погибло больше пятидесяти альпинистов). Самым сложным в подготовке к поездке было найти объекты для прыжков и экзиты (место, откуда совершается прыжок). Информации в сети не было, из русских мало кто прыгал с тех объектов, которые мы наметили посетить. Нам помог один французский бейсер, он показал на карте, где находятся интересующие нас точки, и рассказал как пройти к экзитам.
С получением визы не было каких-либо проблем, а с оформлением страховки было посложнее. Только одна фирма согласилась застраховать бейсеров, в других компаниях отказ мотивировали слишком большим риском. Завершив подготовку, мы выдвинулись в путь 14 августа на двух автомобилях из Екатеринбурга и Казани, с другими участниками поездки встретились в Москве. Наш маршрут проходил через девять стран: Белоруссия, Польша, Чехия, Германия, Австрия, Италия, Швейцария, Франция, Монако.
Первая остановка была в Италии, в городе Арко, где находится гора Монте Бренто - популярное место среди бейсеров во всем мире. Высота свободного падения - 600 м, если использовать технику трека больше 1000 м. Скала имеет большое нависание, это делает Монте Бренто одним из самых безопасных экзитов во всем мире. На поляне для укладки очень людно, здесь были бейсеры из Новой Зеландии, Австралии, США, Франции, Италии многие приехали совершить свой первый прыжок.
У нас была другая миссия - размяться и набрать форму перед сложными скалами, а также провести испытательные полеты в новом трек-сьюте, который я разрабатывал для полета вдоль скал. Трек-сьют - это костюм специальной формой типа "стрела", позволяет совершать длительные полеты по горизонтали, замедляя вертикальную скорость. В Италии мы провели пять дней, совершая по два прыжка в день, утром и вечером, днем поднимались термики, и прыгать было опасно.
Следующей точкой нашего путешествия была Швейцария. По пути мы проехали через мост высотой 150 м. Остановились, осмотрелись: площадка приземления хорошая, ветер слабый. Перелезли через ограждение и прыгнули. Швейцария встретила нас непогодой (но это не мешало прыгать в долине, где имеются четыре прекрасных экзита). От восхождения на Ейгер пока пришлось отказаться - на высоте погода намного жестче, о прыжке не может быть и речи. Поэтому мы обратили внимание на другие точки, например, Лаотербрюннер - популярное место среди бейсеров. Сюда приезжают уже опытные прыгуны, скалы там опаснее, чем в Бренто. Они выполаживаются и нужно использовать эффективную технику трека, чтобы перелететь скальные полки. Прыгая здесь, не стоит удивляться, если на экзите встретишь таких динозавров бейс-джампинга как Джеб Керлис, Майлер Дашер, а также бейсеров помоложе, но не менее именитых - Ули Гигенштац, Или Томпсон. Как мы выяснили потом, такое большое количество звезд бейс-джампинга приехало на съемки нового фильма от Red Bull.
Погоду ждали четыре дня, за это время в баре Horner Bar (место, где тусуются бейсеры), познакомились с легендой мирового скалолазания Дином Поттером. Он знаменит своими сольными восхождениями без страховки на километровые скалы, он давно прыгает бейс. Дин Поттер обещал показать дорогу на "Гриб" - кусочек скалы, отколовшийся от горы и висящий над пропастью на высоте 3000 м, по форме своей напоминающий гриб. Это нас сильно вдохновило.
Первый солнечный день. Время пять утра, мы начинаем восхождение на Ейгер. Дорогу показывает Дин Поттер - сбывается мечта! Подъем занял четыре часа. Мы на "Грибе" - времени для отдыха нет, нужно успеть прыгнуть, пока не начались долинные ветра и не поднялись термики. Мы на "Гриб" перелезаем по веревке. К нашему изумлению, Дин, не напрягаясь, перепрыгивает 4-метровую пропасть и оказывается на экзите рядом с нами. Прыгаем вниз по очереди, время падения - от 12 секунд до 1минуты, в зависимости от типа костюма и уровня трека. На экзите остается наш оператор Алексей, он одновременно снимает и фотографирует прыжки.
На следующий день снимаем лагерь, и едем дальше во Францию. По пути совершаем прыжок со 120-метрового моста в Швейцарии и с плотины высотой 150 м. При прыжке с моста все-таки приехали полицейские. Приятной новостью стало, что можно без проблем откупиться - 400 евро, и мы свободны без составления рапортов, уплаты штрафов и прочей волокиты. Расплачиваемся прямо перед полицейским участком - благо время час ночи и свидетелей нет. Перед поездкой нас пугали, что взяток за границей не берут - ни-ни, ни в коем случае! Как оказалось, это слабая черта всех стражей порядка. Правда, суммы здесь другие - за откуп платишь не 200-500 рублей, как у нас, а 12000 руб. в переводе на наши деньги... При прыжке с плотины действуем более осторожно, 12 т.р. второй раз отдавать никому не охота.
Франция, Шамони - Мекка альпинизма. Здесь находится популярнейший французский экзит Магланд. Совершаем по два прыжка - дополнительных ощущений добавляет лежащий под скалой одноименный городок; ты прыгаешь и летишь над дорогой и автомобилями, раскрываешь парашют и садишься на газон рядом с супермаркетом. Такой колорит сложно найти где-либо еще.
Наконец, каньон Вердон - конечный пункт нашего путешествия. Это единственный каньон во всей Европе, окруженный 400-метровыми отвесными скалами. Разбиваем лагерь в лесу вдали от дороги, чтобы не попасться рейнджерам (остановка там разрешена только в специализированных кемпингах). Встаем в пять утра и едем на прыжок, пока не поднялись термики и уже замучившие нас долинные ветра. Вердон - не очень популярное место, единственная площадка приземления расположена на склоне под углом в 30 градусов, размеры ее невелики, а в случае промаха попадаешь на карликовые деревья с большими колючками, это грозит порчей снаряжения. Были случаи, когда люди прокалывали себе здесь глаза... Мы на экзите, под ногами красивейшая скала с оттенками желтого и серебристого. Вижу каждый кусочек скалы, падаю еще семь секунд, раскрываю парашют и понимаю, что площадка не такая уж и маленькая... Видимо, у нас с иностранцами разные представления о площадках приземления. Они прыгают со скал, окруженных полями, а мы - в городах, где идет борьба за каждый метр приземления...
В конце хочется рассказать о незабываемом мосте каньона Вердон. Высота - 110 м, внизу - узкое ущелье шириной не больше 50 м, на дне ущелья - деревья, площадка приземления 10 на 10. Перед нами стоит две проблемы: первая - приземлиться, вторая - выбраться на поверхность. Ваня и База сливают прыжок, на мост идем втроем. Собралось очень много зрителей, но все - туристы, ни одного местного, никто не знает, как подняться из каньона... Темнеет, времени на раздумья нет. Смотрим по карте, ближайшая тропа - в трех километрах по засохшему руслу реки, она выводит на дорогу, там и договорились встретиться. Прыгаем и уже стоя на дне каньона и осмысливая произошедшее, я понимаю, что это был мой самый сложный прыжок...
Как оказалось позже, выбраться было сложнее, чем прыгнуть. Идем по тропе - чем дальше уходим вглубь каньона, тем он становится уже. Река пересохла не полностью, переплыть ее, не замочив парашюты, не представлялось возможным. Возвращаемся обратно под мост, ночуем в куполах под открытым небом, утром при солнечном свете находим нормальную тропу наверх (она была в противоположной стороне). Подъем занял 40 минут. Ждем парней в надежде, что они догадаются приехать за нами... Проходит полдня. Пытаемся уехать автостопом - не получается. Сотовая связь не ловит, денег и кредиток с собой нет. Целый день мы мучаемся от голода, затем нас ждет еще одна ночевка под открытым небом в куполах... На следующий день решаем идти пешком. Проходим полкилометра и видим нашу машину и безумные лица парней. Обматерив друг друга за беспечность, восстанавливаем силы и едем домой, намотав на счетчик за все путешествие 12400 км...