С 22 мая по 6 июня в Ла Маддалене, главном городе одноимённого острова, лежащего к северу от Сардинии, прошла третья регата Louis Vuitton Trophy, организованная в формате матч-рейс Всемирной ассоциацией парусных команд (WSTA) и компанией Louis Vuitton. В этом престижнейшем соревновании российская команда «Синергия» (капитан и совладелец - Валентин Завадников, рулевой Кароль Яблонский) заняла второе место из 10 участников, добившись уникального достижения и переписав отечественную историю парусного спорта.
Итоги регаты
Решающая финальная битва до трёх побед растянулась на два дня – субботу и воскресенье. «Синергии» противостояла Emirates Team New Zealand — великолепная команда, выигравшая предыдущую регату Louis Vuitton Trophy в Окленде. Тем не менее, российский экипаж не стушевался в гонке с фаворитами, выиграл две гонки и повёл в серии 2-0. Однако в третьей финальной гонке новозеландцы воспользовались проблемами, возникшими у «Синергии» при разворачивании спинакера, и сократили разрыв. В четвёртом матче ETNZ вновь выиграла и сравняла счёт, а в пятой гонке россиянам не удалось оформить чемпионство из-за разрыва паруса.
Капитан команды Валентин Завадников: «Выход команды «Синергия» в финал Louis Vuitton Trophy - уникальное событие для российского парусного спорта. Мы много тренировались перед этими соревнованиями, к тому же у команды появился новый тренер – олимпийский чемпион Тьерри Пепонне, который поставил работу с экипажем совершенно на другой уровень. Экипаж сумел стать одним целым, когда 17 человек слаженно работают на узком пространстве яхты, теперь у нас в работе стало гораздо меньше брака. Скорость ведь состоит из мелочей - кто-то раньше или позже отдал не ту веревку, или на секунду позже сделал не ту работу, которую он должен сделать. Все должно происходить в нужное время. Чуть веревку передержал – и все, поворот плохой».
Гриндер и совладелец «Синергии» Михаил Тузов подтверждает: «Перед каждой гонкой идет отработка стратегии, чтобы потом уже ничего не выдумывать на воде. Проговариваются различные модели поведения во время гонки для каждого участника команды».
Рулевой Кароль Яблонский: «Даже при том, что мы проиграли в финале, мы чувствуем себя очень удовлетворенными нашей работой здесь и счастливыми от полученного результата. У нас были очень жесткие матчи с ETNZ и другими командами».
«Синергия», несмотря на то, что в течение 16 дней соревнований погодные условия были не слишком благоприятными для гонок (слабый ветер чередовался опасным штормом), отлично справлялась с трудностями и остановилась в шаге от завоевания главного трофея регаты Louis Vuitton Trophy. Российская команда преодолела турнирную дистанцию практически без сбоев, действовала стабильно и, самое главное, лучшие выступления припасла на последние и решающие матчи.
Из-за причудливого расписания первой недели «Синергии» пришлось в течение семи дней провести девять гонок раунд-робина и раньше других пройти групповую стадию. Россияне выиграли пять из них, причём одержали победы над сильными экипажами Artemis, ALL4ONE и действующим обладателем Кубка «Америки» BMW Oracle Racing. Подобные результаты позволили «Синергии» завершить дебютную фазу на пятом месте.
«Нагрузка на нас выпала значительная, - говорил по завершению раунд-робина гриндер и совладелец «Синергии» Павел Горелов. - Особенно сложно пришлось в гонке с BMW Oracle Racing. Матч проходил при ветре 22-23 узла, мы долго проигрывали, однако манёвры выполнили лучше, за счёт чего обогнали американцев. С другой стороны, быстро провели гонки и три дня отдыхали».
Затем 30 и 31 мая до острова добрался холодный северо-западный ветер мистраль, дующий с побережья Франции. Соревнования в эти дни были отменены, а также организаторам пришлось сократить последующую стадию четвертьфиналов до борьбы четвёртой и пятой команд таблицы за место в полуфинале. Таким образом, пятая строчка подарила «Синергии» шанс на выход в полуфинал, которым она и воспользовалась.
В первом раунде плей-офф россияне выиграли у итальянской Mascalzone Latino со счётом 2-1. В полуфинале их соперником стала победившая в раунд-робине ALL4ONE. Однако франко-немецкий экипаж не смог оказать достойного сопротивления и проиграл 0-2. После чего и состоялись решающие финальные гонки между лучшей командой мира Emirates Team New Zealand и «Синергией», в которых новозеландцам удалось победить лишь в очень сложной борьбе.
Менеджер команды «Синергия» Максим Логутенко: «После неудачи в Окленде команда провела хорошую работу над ошибками. Мы с оптимизмом смотрим вперед и строим команду, способную в будущем гоняться даже на America’s Cup».
Итоговая таблица регаты Louis Vuitton Trophy La Maddalena
1. Emirates Team New Zealand (Новая Зеландия) 2. «Синергия» (Россия)
3. ALL4ONE (Франция/Германия)
4. Artemis (Швеция)
5. Mascalzone Latino (Италия)
6. Azzurra (Италия)
7. TEAMORIGIN (Великобритания)
8. Luna Rossa (Италия)
9. BMW Oracle Racing (США)
10. ALEPH (Франция)
Капитан команды Валентин Завадников (председатель Комитета Совета Федерации по промышленной политике) о перспективах «Синергии»:
На первой регате LV Trophy в Ницце, когда команда «Синергия», новичок в столь престижных соревнованиях, заняла третье место, несомненно, присутствовал элемент везения. Там был слабый ветер, и это тоже помогло нам. Но сегодняшний результат свидетельствует о том, что экипаж прибавлял от гонки к гонке.
Окончательная цель развития команды - по мере перенимания знаний у иностранцев составить полностью русскоязычный экипаж. И если раньше наш рулевой Кароль Яблонский любил говорить, что надо менять некоторых членов экипажа, то теперь к россиянам у него претензий нет, все хорошо сработались. В итоге мы получим русскую команду, а не команду иностранцев под русским флагом. А к регате Louis Vuitton Trophy в Сочи в 2011 году мы существенно увеличим количество русскоязычных членов экипажа».
Система проведения регаты
Система выявления победителя включила в себя три стадии. На первой экипажи встречались друг с другом в раунд-робине, вторая включила в себя серии гонок на выбывание, а в третьей, финальной определился победитель.
История. Первый и второй этапы Louis Vuitton Trophy
В ноябре 2009 года серия Louis Vuitton Trophy стартовала регатой в Ницце. Гонки проходили с 7 по 22 число в Заливе Ангелов, и «Синергия» в напряжённой борьбе пробилась на подиум. Во второй регате LV Trophy, состоявшейся с 9 по 21 марта в Окленде, российский экипаж вышел в плей-офф.
Формат гонок
Louis Vuitton Trophy представляет собой матч-рейс – зрелищный вид парусных соревнований, когда в гонку вступают по две команды, между которыми происходит «дуэль». На этом же принципе основан Кубок «Америки». В LV Trophy команды участвуют в гонках на лодках класса America's Cup последнего поколения (ACC5). При наличии идентичных лодок на первый план выходят профессионализм и слаженность действий команды, а не технические ухищрения. Класс ACC5 был создан в 1990 году и в период с 1992 по 2007 годы использовался в розыгрыше Кубка «Америки». Длина этих лодок, на которых должно находиться 17 человек экипажа, составляет порядка 80-90 футов (24,5-27,5 метра), а вес 23-24 тонны.
О проекте «Российская парусная команда «Синергия».
Будучи созданной в 2004 году группой российских бизнесменов, в настоящий момент российская парусная команда «Синергия» под руководством Валентина Завадникова развивается в нескольких направлениях:
- участие в соревнованиях Louis Vuitton Trophy
- участие в регатах на яхтах класса «Транспак 52»
- воспитание молодых яхтсменов в рамках молодежного состава «Синергии» Louis Vuitton Trophy – соревнования яхт класса ACC5 (America’s Cup), построенных к Кубку «Америки» 2007 года. В первой регате LV Trophy в Ницце в ноябре 2009 года российская команда «Синергия» стала третьей среди восьми ведущих мировых парусных синдикатов. Transpac52 – на яхте этого проекта и была создана команда в ее нынешнем виде: с момента прихода в класс TP52 в 2006 году пройден долгий эволюционный путь развития экипажа, были созданы и отработаны принципы внутрикомандного взаимодействия на самых современных спортивных яхтах. Молодежный состав «Синергии» – проект по воспитанию перспективных российских яхтсменов для участия в ведущих мировых матчевых гонках от имени команды.