Британские полярники в рамках проекта Сatlin Arctic Survey, несмотря на неудачную попытку прошлого года, вновь пытаются дойти на лыжах до Северного полюса. 15 марта 2010 года из поселка Резолют Бей на севере Канады вылетел небольшой экспедиционный самолет Твинн Оттер, который доставил участников экспедиции на 85-й градус северной широты. Полярники должны на лыжах пройти оставшиеся до Северного полюса 500 километров за 45 дней.
Сообщается, что данные, которые соберут полярники, с нетерпением ждут несколько европейских, американских и канадских университетов. О научных задачах, которые ставят перед экспедицией ученые, рассказывает профессор Жан-Пьер Гаттузо (Jean-Pierre Gattuso) из Университета имени Пьера и Марии Кюри (Париж): " Океан - мощнейший поглотитель диоксида углерода. Он абсорбирует примерно четверть всей углекислоты, находящейся в атмосфере. Углекислота парниковый газ. Океан сокращает его количество в атмосфере, тем самым смягчая и эффект глобального потепления. Если бы не океан, то температура воздуха на Земле была бы гораздо выше. Однако эти огромные количества углекислого газа, которые абсорбирует океан, неизбежно влияют и на его химию увеличивается кислотность воды. Очевидно, что это влияет на морские экосистемы. К сожалению, сейчас мы не до конца понимаем, как морские организмы реагируют на эти процессы. Данные, которые мы ждем от этой экспедиции, помогут нам ответить на этот вопрос" .
Предыдущий опыт
Чуть больше года назад, 1 марта 2009 года, стартовала первая экспедиция Сatlin Аrctic Survey на Северный полюс. Ее участники Пен Хэдоу, Энн Дэниэлс и Мартин Хартли двигались на лыжах, попутно измеряя толщину льда и снега. Правда, тогда полярники Северного полюса так и не достигли.
В общем-то, у них с самого начала все как-то не заладилось. Даже несмотря на предыдущий богатый опыт участников и изнуряющие тренировки в течение многих лет. Первая потеря - зуб опытного полярника и руководителя экспедиции Пена Хэдоу. Он забыл о технике безопасности и легкомысленно откусил кусочек шоколадки.
Следующая неприятность - поломка хай-тэк радара, измеряющего толщину льда. Впрочем, по словам Пена Хэдоу, это даже обрадовало участников экспедиции. Поскольку до этого прибор постоянно ломался, его приходилось постоянно чинить, когда же он сломался окончательно, то и проблема решилась сама собой. А потом отказала суперсовременная система связи. К счастью, через какое-то время ее удалось-таки наладить.
С огромными, но все же преодолимыми трудностями полярники прошли 432 км (чуть меньше половины расстояния до Северного полюса). И тут-то путешественники столкнулась с непреодолимым препятствием начал таять лед. Это случилось 13 мая 2009 года. Путешественники посчитали, что дальше идти просто опасно. Тогда в штаб-квартире экспедиции приняли решение экспедицию сворачивать. Но не тут-то было. Самолет, который должен был забрать полярников не мог вылететь за ними из Резолют Бея из-за сложных погодных условий. Тем временем в лагере полярников ситуация сложилась критическая. Запасы продуктов подходили к концу, оставалось лишь немного сухофруктов и овсяных хлопьев. По словам Пена Хэдоу, боевой дух команды заметно падал. Чтобы не тратить калории и хоть как-то продержаться, полярники практически не двигалась, а неподвижно лежали в спальниках. Так продолжалось целую неделю. Наконец погода улучшилась, самолет смог вылететь и совершить посадку в лагере полярников. Их благополучно доставили на север Канады, откуда они сразу вылетели в Лондон. Так завершилась экспедиция - 2009.
Тем не менее сложности не помешали отважной женщине Энн Дениэлс и не менее отважному Мартину Хартли снова отправиться в путешествие. Она стала руководителем вместо Пена Хедоу. Теперь в ее подчинении находятся Марин Хартли и Чарли Патон. Каждый участник экспедиции везет за собой специальные надувные сани, нагруженные снаряжением и научным оборудованием весом 120 кг: это зонды и буры для измерения толщины льда, температуры, солености и уровня кислотности воды, специальные приспособления для отлова планктона и даже микроскопы. Участникам экспедиции придется тащить на себе и пробы воды в специальных незамерзающих контейнерах, и пробы воздуха.